Транспортировка бетонной смеси


Изготовление, транспортировка и подача бетонной смеси в опалубку

Изготовление, транспортировка и подача бетонной смеси в опалубку

1. Бетонные смеси и требования к ним

Бетонная смесь состоит из вяжущего (цемент), мелкого (песок) и крупного (щебень) заполнителей, воды и добавок, улучшающих свойства бетона.

Прочность бетона Rб зависит главным образом от трех факторов: количества цемента Ц, его активности Rц и водоцементного отношения В/Ц. При увеличении Ц и Rц конечная прочность бетона возрастает, при увеличении В/Ц - снижается. Также, на прочность бетона оказывают влияние свойства заполнителей, способы перемешивания, доставки, укладки бетонной смеси и другие факторы. Прочность бетона характеризуется его классом В.

Состав бетонной смеси может быть выражен двумя способами: в виде соотношения

по массе между количествами цемента Ц, песка П и щебня Щ. Например, 1:2:4 (Ц:П:Щ) при В/Ц = 0,6.

в виде расхода материалов на 1 м3 уложенной бетонной смеси. Например: Ц = 300 кг, П = 600 кг, Щ = 1200 кг, В = 180 кг.

Чтобы приготовить бетонную смесь заданного качества, необходимо соблюдать точное отмеривание составляющих (дозирование), правильную технологию перемешивания (дозирование), правильную технологию перемешивания и выдачи смеси.

Основным компонентом бетонной смеси является вяжущее, соединяющее все составляющие в единый монолит. Кроме цемента в качестве вяжущего могут использованы: синтетические смолы, жидкое стекло и другие материалы, обладающие клеящими свойствами.

Цемент поступает на стройку мешками или россыпью. Первый затаривается в закрытых складах, для хранения второго строят специальные цементные силосы, которые следует оборудовать механическим беспыльным устройством погрузки-разгрузки.

Крупный и мелкий инертные заполнители перед применением следует рассортировать по фракциям. Распространенные фракции: щебня - 5-10; 10-20; 20-40; 40-70 мм; песка и гравия - 0,15-0,63; 0,63-1,25; 1,25-2,5; 2,5-5 мм. Для бетонных смесей рекомендуется применять горный мытый крупный песок.

В качестве крупного заполнителя для обычного бетона применяют щебень, для легких бетонов - шлаки, туф, вспученный перлит и другие пористые заполнители.

Крупный заполнитель для бетонной смеси должен состоять не менее, чем из двух фракции. Чем большее число фракций содержит заполнитель, тем меньше в бетоне оказывается пустот.

Специальные добавки, улучающие свойства бетона, подразделяются на две группы. К первой группе относятся смеси: пластифицирующие, увеличивающие подвижность; стабилизирующие, предупреждающие расслоение; регулирующие схватывание; воздухововлекающие и пенообразующие; гидрофобизирующие и антикоррозийные; противоморозные и другие, добавляемые в количестве 0,1-0,2% от массы цемента.

Ко второй группе относятся добавки, вводимые в количестве 5-20% для экономии цемента: золы, шлаки и специальные добавки, повышающие плотность, жаростойкость.

2. Приготовление и транспорт бетонных смесей

бетонный транспортирование смесь

Приготовление бетонных смесей осуществляется на бетонных заводах и бетонно-растворных узлах (БРУ), инвентарно-построечных и мобильных передвижных установках.

Бетонную смесь приготовляют по законченной или расчлененной технологии. При законченной технологии в качестве продукции получают готовую бетонную смесь, при расчлененной - неперемешанную сухую смесь.

По расположению оборудования различают одноступенчатую (вертикальную) и двухступенчатую (партерную) схемы подъема материалов. На заводах подача составляющих обычно осуществляется по одноступенчатой схеме, в которой вяжущее и заполнитель поднимают наверх и распределяют по бункерам в соответствии с видом вяжущего и фракциями заполнителя. Проходя через дозаторы, отмеренные порции компонентов попадают в смесители, перемешиваются и подаются в виде готовой смеси в раздаточные бункеры. Цемент поднимается наверх цемент-пушками, винтовыми конвейерами или элеваторами, инертные заполнители - ленточными транспортерами.

I - отделение выдачи смеси; II - дозаторно-смесительное отделение; III - бункерное отделение; IV - надбункерное отделение

Рисунок 1 - Приготовление бетона с вертикальной системой подачи составляющих

При двухступенчатом расположении оборудования исходные сыпучие материалы поднимаются дважды: первоначально в расходные бункера и вторично из них после дозирования в смесители конвейерами или скиповыми подъемниками. Используя на установках малой производительности, удобна при потребности строительства в сухих смесях, когда отдозированная на первичной технологической нитке сухая смесь загружается в передвижные автобетоносмесители и перемешивается в пути следования с добавлением воды.

При приготовлении бетонной смеси непосредственно на строительной площадке популярностью пользуются инвентарные БРУ, включающие в себя: емкость для цемента, бункер, бетоносмеситель, дозаторы, автоматизированную систему загрузки и приготовления бетонной смеси. При небольшой потребности в бетоне вместо инвентарных БРУ могут применяться передвижные бетоносмесители гравитационного действия производительностью до 20 м3/ч как с электрическим, так и с дизельным топливом.

Рисунок 2 - Бетоносмеситель гравитационный

В общем виде транспортный процесс включает приемку бетонной смеси из раздаточного бункера бетоносмесительной установки, перемещение ее различными транспортными средствами на объект бетонирования, последующую подачу смеси к месту укладки или же ее перегрузку на другие транспортные средства или приспособления, с помощью которых смесь доставляют в блок бетонирования. Блоком бетонирования называют подготовленную к укладке бетонной смеси конструкцию или ее часть с установленной опалубкой и смонтированной арматурой.

Транспортирование и укладку бетонной смеси необходимо осуществлять специализированными средствами, обеспечивающими сохранение заданных свойств бетонной смеси. Запрещается добавлять воду на месте укладки смеси для увеличения ее подвижности.

Транспортирование бетонной смеси от места приготовления до места разгрузки или непосредственно в блок бетонирования осуществляют преимущественно автомобильным транспортом, а транспортирование от места разгрузки в блок бетонирования - в бадьях кранами, подъемниками, транспортерами, бетоноукладчиками, вибропитателями, мототележками, бетононасосами и пневмонагнетателями.

Способ транспортирования бетонной смеси к месту ее укладки выбирают в зависимости от характера сооружения, общего объема укладываемой бетонной смеси, суточной потребности, дальности перевозки и высоты подъема. При любом способе транспортирования бетонную смесь нужно предохранять от влияния солнечных лучей, атмосферных осадков, расслоения на составные части и утечки цементного молока или раствора, обеспечения требуемой для укладки подвижности. Дополнительно в зимних условиях бетонную смесь предохраняют от быстрого охлаждения и замерзания.

Доставка бетонной смеси автотранспортом осуществляется по следующей схеме: прием из бетоносмесительной установки, транспортирование к объекту бетонирования, подача к месту укладки.

Для транспортирования бетонной смеси на строительные объекты применяются автотранспортные средства четырех видов: автосамосвалы, автобетоносмесители, автобетоновозы и автобадьевозы.

Использование автомобилей-самосвалов требует дополнительного перемешивания после разгрузки и очистку кузова, ограниченность расстояния перевозки до 25 км (ЗИЛ-585, МАЗ-205, МАЗ-525 - автомобили-самосвалы). По хорошим дорогам на расстояния до 15 км бетонную смесь можно транспортировать в открытых автомобилях-самосвалах или в бадьях, установленных в кузовах машин. Из автосамосвалов бетонная смесь может выгружаться в бункера или при бетонировании массивов ниже уровня земли подача бетонной смеси прямо с самосвалов без перегрузки в конструкцию может осуществляться с эстакад или передвижных мостов. Рекомендуемая скорость движения транспорта в пути 16…20 км/ч без резких торможений. Однако кузова автосамосвалов мало приспособлены для перевозки подвижной бетонной смеси. В результате в процессе транспортирования на объект 2…3% смеси теряется в пути - выплескивается при движении по плохим дорогам и при спуске в котлованы, вытекает в щели заднего борта. При опорожнении кузова его частично приходится очищать вручную, в процессе перевозки бетонная смесь в самосвалах часто расслаивается, летом она теряет воду, а зимой быстро охлаждается. Модернизация кузовов автосамосвалов путем изменения их формы, наращивания бортов, установки герметизирующих прокладок вдоль заднего борта хотя и значительно снижает потери бетона, но не решают проблемы в целом.

Автобетоносмесители предназначены для доставки дозированных компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект, а также доставки готовой бетонной смеси и выдачи ее потребителю. Рассчитаны на работу в условиях умеренного климата. Могут загружаться от специальных установок для выдачи сухих смесей, передвижных и стационарных бетонных заводов, приспособленных для выдачи сухих смесей.

В смесительный барабан на бетонном заводе загружают сухую бетонную смесь, которая за 5…8 мин до прибытия к месту укладки бетонной смеси перемешивается с вводимой в барабан водой или воду подают непосредственно на объекте. Готовую смесь выгружают путем вращения смесительного барабана в обратную сторону. Наличие откидного выгрузочного лотка позволяет производить порционную разгрузку, а также непосредственно подавать смесь сразу в бетонируемую конструкцию. Использование автобетоносмесителей позволяет существенно увеличить допустимые расстояния перевозки бетонных смесей без снижения их качества.

Стоимость перевозки бетонной смеси в автобетоновозах и автобетоносмесителях ниже, чем при других способах, поэтому они находят преимущественное применение в современном строительстве.

Доставленную на объект бетонная смесь разгружают непосредственно в конструкцию или перегружают в приемные бункеры (промежуточные емкости), для последующего перемещения в блоки бетонирования.

Бетонную смесь можно перевозить на неограниченные расстояния до 80 км.

Основным специальным производителем бетонотранспортной техники в России является ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ОАО «ТЗА»).

Модели 58140 В, 581440 на шасси КАМАЗ-5511 и 365101 (6х4) - на КАМАЗ-53229 (6х6) являются одними из последних разработок завода и предназначены для перемещения по любым дорогам.

- бак для воды; 2 - барабан, 3 - лопасти, 4, 5 - разгрузочные устройства; 6,7 - приводы смесительного барабана

Рисунок 3 - Автобетоносмеситель

Вместительность смесительного барабана в автобетоносмесителях от 4 до 9 м3 (фирмы ОАО «ТЗА», «КОМЗ» - г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область; ЗАО «ПМЗ», г. Пушкин, Санкт-Петербург; «МоАЗ» им. С.М. Кирова, г. Могилев, Беларусь).

Все рассмотренные АБС могут перемещаться по дорогам с транспортной скоростью до 60 км/ч и работать при температуре окружающего воздуха от - 20° до + 40° С.

За рубежом автобетоносмесители изготовляются многими известными фирмами Германии, Франции, Италии, Америки и Японии.

В автобетоновозах кузов выполнен в виде мульды (гондолы) с крутонаклоненной задней стенкой.

В авторастворавозах вместо кузова установлена цистерна с механическим побудителем.

При загрузке сухих компонентов за 10-15 мин до прибытия транспорта на место в барабан подается вода и включается механизм перемешивания. На месте смесь в результате вращения барабана в обратную сторону с помощью разгрузочных устройств.

Доставка смеси трубопроводным транспортом. Трубопроводный транспорт является современным универсальным средством, способным перекачивать бетонную смесь в вертикальном и горизонтальном направлениях от места ее разгрузки на объекте к месту укладки.

Техническими составляющими трубопроводного транспорта являются машины для перекачивания бетонной смеси (бетононасосы, пневмонагнетатели), транспортные коммуникации (бетоноводы) и оборудование для распределения смеси.

Бетононасосы, применяемые в строительстве, подразделяются на стационарные и передвижные, гидравлические и механические. Наибольшее распространение получили поршневые бетононасосы с маслогидравлическим приводом.

Принцип действия бетононасосов заключается в том, что при закрытом нагнетательном клапане и открытом всасывающем поршень насоса засасывает бетонную смесь из приемного бункера, а при закрытом всасывающем и открытом нагнетательном клапанах выталкивает бетонную смесь в бетоновод. Производительность бетононасосов от 2 до 60 м3/ч, дальность подачи по вертикали до 80 м, по горизонтали до 360 м (СБ-85, СБ-95 - горизонтальные, одностороннего действия; СБ-161).

Бетоновод служит для перемещения бетонной смеси от бетононасоса к месту укладки. Он состоит из стальных трубчатых звеньев и отводных колен с углом поворота 90°, 45°, 22°30¢, 11°15¢, соединяемых между собой с помощью быстроразъемных замков; внутренний d бетоноводов составляет 80-203 мм в зависимости от производительности бетононасосов. Перед началом транспортирования бетонной смеси трубопровод смазывают, прокачивая через него известковое тесто или цементный раствор. После окончания бетонирования бетоновод промывают водой под давлением и через него пропускают эластичный пыж. Длительные остановки бетононасоса не допускаются. При перерыве более чем на 30 мин смесь во избежание образования пробок активизируют путем периодического включения бетононасоса, при перерывах, превышающих 30…40 мин бетоновод должен быть опорожнен, очищен и промыт.

Для распределения бетонной смеси применяют гибкие рукава, поворотные колена и распределительные стрелы.

Гибкие рукава используют при распределении бетонной смеси до 8 м, поворотные колена - для обеспечения перемещения свободного конца бетоновода по окружности.

Распределительная стрела состоит из концевой, средней и корневой секции сварного коробчатого сечения шарнирно соединенных друг с другом; корневая секция соединена со стойками бетоновода с концевым рукавом и поворотного устройства.

Автобетононасосы представляют собой сочетание бетононасоса с бетоноводом и распределительной стрелой. Предназначены для подачи бетонной смеси к месту укладки по вертикали и горизонтали на расстояние 60 м и более. Наиболее эффективно использование автобетононасосов при необходимости частого перебазирования, бетонирования перекрытий, тонкостенных конструкций, отдельно стоящих фундаментов.

Схемы подъема и выгрузки бетонной смеси

Доставленную на объект бетонную смесь проще всего сразу без перегрузки разгружать непосредственно в конструкцию, однако для этого необходимо, чтобы конструкция располагалась на уровне или ниже уровня земли. Для подъема транспорта выше конструкции сооружают транспортные эстакады. Допустимая высота свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку неармированных конструкций составляет 6 м, колонн - 5 м, стен и слабоармированных конструкций - 4,5 м, густоармированных конструкций - 3 м, перекрытий - 1 м. При превышений этих расстояний спуск смеси должен осуществляться по желобам и виброжелобам, лоткам и хоботам, обеспечивающим медленное стекание смеси без расслоения.

Хобот представляет собой трубопровод, составленный из конусообразных подвешенных друг к другу звеньев длиной 600-1000 мм.

При возведении монолитных конструкций выше уровня земли применяются следующие схемы подъема бетонной смеси к месту укладки: схема «кран-бадья», «подъемник-контейнер», подача транспортерами, схема подачи автобетононасосами, бетононасоса высокого давления на автоприцепе производительностью 10 м3/ч - 150 м3/ч, схема подъема смеси по бетоноводу, смонтированного на стационарной распределительной стреле; с помощью автобетоносмесителя PUMI, оборудованного бетононасосом (насос, стрела, смеситель и шасси образуют единое целое (рисунок 4 в)); многоцелевой пневмонагнетательной установкой МИКРОСЕКРЕТ; схема подъема песчано-каменной смеси бетон-шприц-машиной.

Схема подачи смеси автобетононасосами осуществляется с завода или БРУ автобетоносмесителями, перегружается в приемный бункер автобетононасоса, по бетоноводу с помощью собственной распределительной стрелы подается к месту укладки и распределяется по горизонтали слоем требуемой толщины.

Схема «кран-бадья» получила широкое распространение. По этой схеме доставленную смесь разгружают непосредственно в конструкцию. Бадья может перемещаться как вертикально на высоту 100 м и более, так и горизонтально, в зависимости от длины стрелы крана, что позволяет равномерно распределять смесь при укладке (рисунок 4 а). Бадьи имеют объем 0,3… 1 м3 и для удобства подачи бетонной смеси выполнены в виде «рюмки», на которую для полного ее опорожнения устанавливают вибратор.

Схема «подъемник-контейнер» используется в тех случаях, когда монтажный кран снимается и для подъема мелких грузов устанавливается строительный подъемник и развозится по местам работ тачками или мототележками (рисунок 4 б).

Схема подачи смеси с помощью автобетоносмесителя PUMI, оборудованного бетонасосом, показана на рисунке 4 в. Насос, стрела, смеситель и шасси образуют единое целое. Наибольшая длина стрелы 28 м. такому агрегату часто отдается предпочтение при рассредоточенном строительстве на небольших объектах.

а - «кран-бадья»; б - подъемник-контейнер; в-автобетононасос PUMI

Рисунок 3 - Технологические схемы подачи и укладки бетонной смеси

Подготовка к укладке бетонной смеси

Перед укладкой бетонной смеси в конструкцию выполняют комплекс операций по подготовке опалубки, арматуры, поверхностей ранее уложенного бетона и основания. Укладку смеси осуществляют на естественное основание или в опалубочные формы. Перед укладкой бетонной смеси должны быть оформлены акты на скрытые работы, в том числе на подготовку основания, гидроизоляцию, опалубку, армирование и установку закладных частей.

Подготовительные работы перед бетонированием включают:

  • по опалубке - проверку основных отметок, геометрических размеров, вертикальности, отсутствие щелей, наличие пробок и закладных деталей;
  • по арматуре - качество сварных швов, правильность установки, надежность закрепления, обеспечение защитного слоя бетона.
  • Непосредственно перед укладкой бетонной смеси очищенные бетонные поверхности должны быть промыты водой и просушены струей воздуха. Поверхность металлической опалубки покрывается маслом, а бетонной, железобетонной и армоцементной опалубки смачивается водой для предотвращения отсоса большого количества воды из уложенной бетонной смеси в эту опалубку. Опалубка на основе древесины при гладких поверхностях смачивается водой, при шероховатых поверхностях ее лучше смазывать соляровым маслом. Стыковые поверхности ранее уложенного бетона очищают от грязи и промывают.
  • Проектное расположение арматурных стержней и сеток обеспечивается правильной установкой поддерживающих устройств: шаблонов, фиксаторов, подставок, прокладок и подкладок. Запрещается применять подкладки из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня. Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Кроме того, испытывают несколько образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с представителем технадзора.
  • Расстояние от арматуры до ближайшей поверхности опалубки проверяют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бетонируемой конструкции.
  • Арматуру для надежного сцепления со свежеуложенной бетонной смесью очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора пескоструйным аппаратом и проволочными щетками.
  • Перед укладкой бетонной смеси на грунт подготавливают основание. С него удаляют растительные, торфяные и прочие грунты органического происхождения, сухой несвязный грунт увлажняют. Переборы (перекопы) грунта заполняют песком и уплотняют. Готовность основания под укладку бетонной смеси оформляют актом.
  • 3. Способы укладки бетонной смеси
  • Укладка бетонной смеси должна быть осуществлена такими способами, чтобы были обеспечены монолитность уложенного бетона, проектные физико-механические показатели и однородность бетона, надлежащее его сцепление с арматурой и закладными деталями и полное (без каких-либо пустот) заполнение бетоном заопалубленного пространства возводимой конструкции.
  • Укладку бетонной смеси осуществляют тремя методами: с уплотнением, литьем (бетонные смеси с суперпластификаторами) и напорной укладкой. При каждом методе укладки должно быть соблюдено основное правило - новая порция бетонной смеси должна быть уложена до начала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Этим исключается необходимость устройства рабочих швов бетонирования по высоте конструкции.
  • Как правило, укладку в небольшие в плане конструкции (колонны, балки, тонкостенные стены, перегородки и др.) ведут сразу на всю высоту без перерыва для исключения устройства рабочих швов. В большие в плане конструкции (например, массивные фундаментные плиты) бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями и, как правило, сразу по всей площади. Слои должны быть одинаковой толщины без разрывов, с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях.
  • При укладке бетонной смеси с уплотнением полученная по расчетам толщина слоя должна соответствовать (но не превышать) установленной нормами глубине проработки применяемых в данных конкретных условиях технических средств уплотнения. При подаче бетонной смеси в опалубку бетононасосом необходимо осуществлять напорное бетонирование, при котором конец бетоновода должен быть постоянно заглублен в укладываемую бетонную смесь. Поступающая снизу опалубки через бетонолитную трубу бетонная смесь, поднимаясь наверх, будет под давлением последовательно заполнять всю бетонируемую полость. Литая бетонная сверхпластичная смесь с осадкой конуса 14… 16 см со специальными добавками, в частности суперпластификаторов, позволяет смеси самоуплотняться без вибрирования.
  • Доставленная автобетоносмесителями смесь должна подаваться краном в бункерах или бадьях к месту укладки, целесообразно использовать бетононасосы с распределительной стрелой.
  • Перед укладкой бетонной смеси в опалубку необходимо проверить качество установки и закрепления опалубки, а также всех конструкций и элементов, закрываемых в процессе бетонирования (арматура, закладные детали и др.).
  • Бетонную смесь укладывают в бетонируемую конструкцию горизонтальными слоями приблизительно одинаковой толщины, без разрывов по длине и с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях. При уплотнении бетонной смеси не допускается опирание вибраторов на арматуру, закладные детали, винтовые стяжки и другие элементы опалубки. Глубина погружения глубинного вибратора в бетонную смесь должна обеспечивать углубление его в ранее уложенный слой на 5… 10 см. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать полуторного радиуса их действия. Укладку последующего слоя бетонной смеси необходимо выполнять до начала схватывания бетона предыдущего слоя.
  • Продолжительность вибрирования должна обеспечить достаточное уплотнение, основными признаками которого являются:
  • прекращение оседания уложенной бетонной смеси;
  • появление цементного молока на ее поверхности;
  • прекращение «выделения на поверхности пузырьков воздуха.

В процессе производства бетонных работ необходимо постоянно контролировать состояние опалубки и закладных деталей.

Уплотнение бетонной смеси вибрированием

При приготовлении, транспортировке и укладке бетонная смесь чаще всего находится в рыхлом состоянии; частицы заполнителя расположены неплотно и между ними есть свободное пространство, заполненное воздухом. Назначение процесса уплотнения - обеспечить высокую плотность и однородность бетона.

Для получения качественного бетона важен не только состав смеси, но и выбранный способ уплотнения. Основной и наиболее распространенный и эффективный способ уплотнения монолитного бетона - вибрирование, основанное на использовании некоторых свойств бетонной смеси. Бетонная смесь - это пластично-вязкое тело, занимающее как бы промежуточное положение между твердыми телами и истинными жидкостями.

Бетонная смесь относится к классу тиксотропных систем, на чем и основано вибрационное уплотнение. Вибрирование уменьшает силу сцепления между зернами бетонной смеси. При этом бетонная смесь теряет структурную прочность и приобретает свойства вязкой тяжелой жидкости. Процесс разжижения является обратимым. По окончании вибрирования прочность структуры бетонной смеси восстанавливается. Под действием вибрирования частицы заполнителя приходят в колебательное движение, бетонная смесь как бы разжижается, приобретает повышенную текучесть и подвижность. В результате она лучше распределяется в опалубке и заполняет ее, включая пространство между арматурными стержнями.

В процессе вибрирования бетонной смеси сообщают малые по величине и очень частые по времени толчки (импульсы), которые приводят частицы смеси в движение. Сцепление между частицами сильно уменьшается и под действием силы тяжести они располагаются наиболее плотно.

В условиях строительства применяют три типа, в основном, электромеханических вибраторов, а именно, внутренние (глубинные), наружные и поверхностные (рисунок 4). Рабочая часть внутренних вибраторов, погружаемая в бетонную смесь, передает ей колебания через корпус. Поверхностные вибраторы, устанавливаемые на уплотняемую бетонную смесь, передают ей колебания через рабочую площадку.

а - глубинный вибратор (вибробулава); б - вибропакет; в-вибратор с гибким валом; г - поверхностный вибратор; д - наружный вибратор; е - график нарастания прочности бетона (уплотнение в течение 10… 60 с); 1 - цилиндрический рабочий корпус; 2 - металлическая штанга; 3 - резинотканевый шланг; 4 - выключатель; 5 - питающий кабель (с разъемом); 6 - рукоятка; 7 - электродвигатель; 8 - опалубка; 9 - поверхностный вибратор; 10 - рабочая площадка вибратора (плита-поддон); 11 - гибкая тяга для перестановки поверхностного вибратора; 12 - наружный вибратор

Рисунок 4 - Уплотнение бетонной смеси вибраторами

Наружные вибраторы, укрепляемые на опалубке при помощи тисков или другого захватного устройства, передают бетонной смеси колебания через рабочую площадку.

Область применения различных типов вибраторов зависит от размеров и формы бетонируемой конструкции, степени ее армирования и требуемой интенсивности бетонирования. Внутренние вибраторы типа булавы применяют для уплотнения бетонной смеси, укладываемой в массивные конструкции с различной степенью армирования. Внутренние вибраторы с гибким валом используют в различного типа густоармированных конструкциях. Поверхностными вибраторами уплотняют только верхние слои бетона и используют их при бетонировании тонких плит и полов. Наружными вибраторами уплотняют бетонную смесь в густоармированных тонкостенных конструкциях (типа колонн, балок).

Вибрационный способ уплотнения наиболее эффективен при умеренно пластичных бетонных смесях с подвижностью 6…8 см. При вибрации смесей с большей подвижностью наблюдается расслоение.

Уплотнение бетонных смесей поверхностными вибраторами производится в течение 20…60 с, глубинными - 20…40 с, наружными - 50…90 с. Продолжительность вибрирования жестких бетонных смесей должна быть не меньше показателя жесткости данной смеси. Визуально продолжительность вибрирования может быть установлена по следующим признакам: прекращению оседания бетонной смеси, приобретению однородного вида, горизонтальности поверхности и появлению на поверхности смеси цементного молока.

Наиболее эффективными являются внутренние вибраторы (рисунок 4 а, б, в). Они применяются при бетонировании балок, колонн, фундаментов, стен и других массивов. По мере укладки каждого слоя бетонной смеси вибратор переставляют с одной позиции на другую. Максимальная толщина уплотняемого слоя при работе с внутренними вибраторами (вибробулавами) принимается не более 1,25 их длины. Вибратор должен углубиться на 5… 10 см в ранее уложенный нижележащий слой, чтобы проработать стык между слоями и для лучшей связи слоев и уплотнения смеси. Кроме этого вибратор необходимо погрузить и ниже лицевой поверхности свежеуложенного бетона. Расстояние между позициями внутренних вибраторов не должно превышать полуторного радиуса их действия.

Внутренние вибраторы обычно бывают с гибким валом - на одном конце двигатель, на другом - эксцентрик, закрытый кожухом и являющийся рабочим наконечником. В процессе работы вибратора перемещается только этот наконечник.

Наружные вибраторы применяют при бетонировании густоармированных колонн со сторонами до 60 см и стен толщиной до 30 см. Они укрепляются на наружной стороне опалубки, через которую передаются колебания бетонной смеси. Поверхностные вибраторы применяются при бетонировании плоскостных конструкций - полов, плит перекрытий, дорог и т.п. Они устанавливаются на уплотняемую поверхность и передают колебания через рабочую площадку.

Уплотнение смеси поверхностными вибраторами осуществляется непрерывными полосами, причем каждая последующая полоса должна перекрываться предыдущей на 10…20 см. Толщина уплотняемого слоя принимается при одиночной арматуре до 250 мм, а при двойной - не более 120 мм. В неармированных конструкциях толщина слоя может быть не более 40 см.

diplomba.ru

Транспортирование бетонной смеси

Под транспортированием бетонной смеси понимают доставку (горизонтальный транспорт) ее от бетонного завода к бетонируемому объекту и подачу (вертикальный транспорт) на место укладки.

Транспортируют бетонную смесь от бетонного завода к бетонируемому объекту с применением средств, обеспечивающих необходимые темпы бетонирования.

Во избежание нарушения однородности смеси и излишних затрат труда наиболее целесообразно транспортировать бетонную смесь до места укладки одним и тем же оборудованием (например, автосамосвалами) без перегрузки. Однако в большинстве случаев на объекте смесь приходится перегружать и подавать ее на место укладки другим оборудованием (например, кранами в бадьях, хоботами, виброхоботами).

Независимо от принятых способов транспортирования подвижность или жесткость бетонной смеси на месте укладки должна соответствовать проектной. Для этого необходимо принимать меры к сокращению времени доставки и подачи бетонной смеси от места приготовления к месту укладки. Нельзя допускать, чтобы при перевозке нарушалась однородность бетонной смеси, т. е. она расслаивалась (щебень или гравий оседает вниз, а отделившееся цементное молоко и вода выступают на поверхности). Расслоившуюся бетонную смесь запрещается укладывать в бетонируемые конструкции, ее необходимо вновь перемешать до полного восстановления однородности. Одновременно следует выяснить причины расслоения бетонной смеси и принять меры к их устранению.

Особенно легко расслаиваются неправильно подобранные бетонные смеси с избыточным количеством воды. Смесь обычно расслаивается от толчков и сотрясений при погрузке, перевозке или выгрузке с большой высоты.

Бестарная перевозка бетонной смеси в кузовах бортовых автомобилей запрещена, поскольку в этом случае неизбежны потери цементного молока и цементного раствора, а следовательно, и нарушение ее однородности.

Допустимая продолжительность транспортирования должна устанавливаться в каждом отдельном случае лабораторией в зависимости от сроков схватывания применяемого цемента и наружной температуры.

Для легкобетонных смесей на пористых заполнителях продолжительность транспортирования бетонной смеси не должна быть более 45 мин, причем при длительности более 30 мин рекомендуется использовать автобетоносмесители.

При перевозке от бетонного завода до места укладки бетонную смесь защищают от атмосферных осадков и предохраняют от высушивания.

Подавать бетонную смесь ко всем участкам бетонируемого сооружения желательно без дополнительных перегрузок и с возможно малыми перекидками; высота свободного падения ее при подаче в конструкцию не должна превышать 2 м.

При бетонировании колонн без перекрещивающихся хомутов арматуры со сторонами сечения от 0,4 до 0,8 м высота сбрасывания допускается не более 5 м. При необходимости подачи бетонной смеси с большей высоты в местах, где невозможно опустить бадью краном, применяют виброжелоба, наклонные лотки, вертикальные хоботы, а при высоте более 10 м — виброхоботы с гасителями. Виброхоботы с гасителями могут быть также основным средством подачи бетонной смеси при бетонировании с эстакад.

technology-jbi.ru

Транспортирование бетонных смесей

При перевозке бетонной смеси основным технологическим условием является сохранение ее однородности и обеспечение требуемой для укладки подвижно­сти. При этом надо иметь в виду, что при интенсивных сотрясе­ниях во время перевозки, разгрузки или перегрузки крупный за­полнитель оседает вниз, а цементное молоко и раствор всплыва­ют вверх и бетонная смесь теряет однородность. На практике пользуются тремя технологическими схемами до­ставки бетонных смесей к месту их укладки: от места приготовления до места их разгрузки у строящегося объекта; от места приготовления до места разгрузки непосредственно в бетонируемую конструкцию;

от места разгрузки до места укладки в конструкцию.

По первой и второй  схемам для перевозки  бетонной смеси в зависимости от расстояний, состояния дорог и других условий мо­гут быть использованы автомобили-самосвалы,    автобетоновозы и автобетоносмесители. По третьей схеме бетонную смесь можно транспортировать кранами (в бадьях), бетононасосами, пневмонагнетателями, а при бетонировании конструкций на уровне или ниже уровня зем­ли — ленточными конвейерами, вибропитателями, бетононасосами и пневмонагнетателями.

При схеме, предусматривающей перегрузку бетонной смеси на объекте, производительность механизмов по приему, подаче и распределению бетонной смеси должна быть на 10…15% выше производительности обслуживающего комплекта    транспортных средств.

При перевозке бетонной смеси основным технологическим условием является сохранение ее однородности и обеспечение требуемой для укладки подвижно­сти. При этом надо иметь в виду, что при интенсивных сотрясе­ниях во время перевозки, разгрузки или перегрузки крупный за­полнитель оседает вниз, а цементное молоко и раствор всплыва­ют вверх и бетонная смесь теряет однородность.На практике пользуются тремя технологическими схемами до­ставки бетонных смесей к месту их укладки:от места приготовления до места их разгрузки у строящегося объекта;от места приготовления до места разгрузки непосредственно в бетонируемую конструкцию;

от места разгрузки до места укладки в конструкцию.

По первой и второй  схемам для перевозки  бетонной смеси в зависимости от расстояний, состояния дорог и других условий мо­гут быть использованы автомобили-самосвалы,    автобетоновозы и автобетоносмесители.По третьей схеме бетонную смесь можно транспортировать кранами (в бадьях), бетононасосами, пневмонагнетателями, а при бетонировании конструкций на уровне или ниже уровня зем­ли — ленточными конвейерами, вибропитателями, бетононасосами и пневмонагнетателями.

При схеме, предусматривающей перегрузку бетонной смеси на объекте, производительность механизмов по приему, подаче и распределению бетонной смеси должна быть на 10…15% выше производительности обслуживающего комплекта    транспортных средств.

Х.26. График потери   подвижности   бетонной смеси при перевозках по дорогам с твердым покрытием     автосамосвалами  и  автобетоновозами Автомобильные перевозки бетонной смеси осуществляют на автомобилях-самосвалах, автобетоновозах (рис. Х.26), автобето­носмесителях и в контейнерах или бадьях.Продолжительность автомобильных перевозок бетонных сме­сей зависит от начальной температуры бетонной смеси, температуры воздуха, вида цемента и типа транспортного средства. В сред­нем продолжительность перемещения бетонной смеси, исчисляемая с момента ее загрузки в транспортное средство до начала ее уплотнения, не должна превышать 60 мин (для цементов со сро­ками схватывания — не менее 1 ч). При пониженных температурах наружного воздуха (5…10°С) время перевозки может быть уве­личено до 120 мин. Это условие с учетом состояния дорог, допус­каемой скорости движения и вида транспортных средств и опреде­ляет предельную дальность перевозки бетонной смеси.При перевозках бетонной смеси, возрастает прочность бетона на 5…10%. Этот эффект может быть объяснен тем, что первичная малопрочная крупнокристаллическая структура, образующаяся в смеси сразу после ее затворения, в процессе перевозки и разгруз­ки от динамических воздействий разрушается и на ее основе за счет повторной гидратации получается вторичная, более прочная кристаллическая структура.В отечественной практике до 80% всех бетонных смесей достав­ляют в автосамосвалах. Их применение экономически и техноло­гически оправданно при больших объемах укладки смеси и рас­стояниях перевозки не более 10…15 км. Вместе с тем использова­ние для транспортирования бетонных смесей самосвалов приво­дит к их потерям в пути до 2…3%, расслаиванию, снижению ка­чества смесей от попадания атмосферных осадков. Кроме того, эксп­луатация автосамосвалов в холодное время года затруднена и свя­зана со значительными затратами ручного труда при очистке ку­зова от налипшей смеси.Автосамосвалы приспосабливают для перевозки бетонных сме­сей путем наращивания бортов кузова, устройства уплотнителей примыкания заднего борта кузова, установки вибраторов на кузо­ве, облегчающих разгрузку смеси, но наиболее технологичными являются специализированные самосвалы-бетоновозы. Они отли­чаются от обычных самосвалов специальным закрытым опрокиды­вающимся кузовом каплевидной формы, что обеспечивает сохран­ность и минимальное расслаивание смеси. Загружают их через люк в верхней части кузова, разгружают через секторный затвор.Ряд зарубежных фирм выпускают автобетоновозы, имеющие устройства для побуждения в пути, что обеспечивает возможность порционной выгрузки смеси и большую дальность ее перевозки. Конструкция кузовов некоторых автобетоновозов имеет большой угол подъема и позволяет осуществлять трехстороннюю разгрузку. Применение автобетоновозов увеличивает радиус доставки смеси до 30…40 км.Вопрос о технологически допустимой дальности перевозки бе­тонной смеси в самосвалах и бетоновозах должен решаться в каждом отдельном случае с учетом состава смеси, температурных условий, состояния покрытия дорог, типа транспортных средств и т. д. Так, например, при перевозках бетонных смесей на расстоя­ние более 20…30 км повышается адгезия к кузову самосвала. При перевозке в самосвалах на расстояние более 15 км и в бетоново­зах — более 20 км бетонная смесь расслаивается и, как следствие этого, снижается конечная прочность бетона.Автобетоносмеситель представляет собой бетоносмесительный барабан, смонтированный на шасси автомобиля или на полупри­цепе, буксируемом седельным тягачом, и приводимый в движе­ние от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.Автобетоносмесители загружают сухой смесью (отдозированные компоненты). Вода поступает в барабан в пути следования машины из водяного бачка. Начало перемешивания назначается в зависимости от расстояния перевозки, обычно не ранее чем за 5…10 мин до доставки на пункт назначения. При этом дальность транспортирования ограничивается в основном экономическими соображениями. На более короткие расстояния экономичнее пере­возить в автобетоносмесителях готовую бетонную смесь с ее по­буждением в пути. Дальность транспортирования бетонной смеси при этом может доходить до 60…70 км.Существенным технологическим преимуществом автобетоно­смесителей является возможность порционной выгрузки бетонной смеси.В зарубежной практике в автобетоносмесителях перевозят также компоненты бетонной смеси, перемешанные с небольшим количеством воды. Полученную таким образом влажную массу можно перевозить на большие расстояния, чем готовую смесь. При приближении к месту разгрузки в барабан добавляют воду до нормы. Этот метод по сравнению с перевозкой сухой смеси позволяет увеличить заполнение барабана (К3=0,7), однако срав­нительно сложен и поэтому не получил широкого распространения В СССР выпуск автобетоносмесителей увеличивается. При этом наряду с изготовлением машин с ограниченной вместимостью смесительного барабана начат выпуск более мощных бетоносмеси­телей с полезной вместимостью барабана 9 м3, монтируемых на специальных полуприцепах, буксируемых автомобильными тяга­чами.

При выборе способов перевозки бетонных смесей следует учи­тывать, что автобетоносмеситель является тяжелой машиной мас­сой 20 т и более, рассчитанной на дороги с достаточно прочным покрытием. Кроме того, учитывая холостые пробеги этих мобиль­ных бетоноприготовительных установок, необходимы специальные экономические обоснования их применения.

Разгрузка автосамосвалов, автобетоновозов или автобетоносме­сителей может производиться: непосредственно в опалубку бето­нируемой конструкции; в переносные бункера, бадьи или в другую тару с последующей их переноской краном в зону бетонирования; в приемные бункера бетононасосов или пневмотранспортных уста­новок.При бетонировании фундаментов смесь можно разгружать из самосвала в вибропитатель и затем по вибролотку (рис. Х.27) или виброхоботу транспортировать непосредственно в опалубку.

Х.27. Схема бетонирования с использованием вибролотка1 — автобетоновоз; 2 — вибропитатель; 3 — вибролоток

Х.28. Схема подачи бетонной смеси1 — бадья; 2 — поворотная бадья большой вместимости;  3 — опалубка; 4 — край При бетонировании сооружений на отметках выше уровня зем­ли смесь можно разгружать в бункера или поворотные бадьи (рис. Х.28). Бункера загружают с эстакад или устанавливают в специальные приямки. Вместимость бункера или нескольких установ­ленных вплотную друг к другу поворотных бадей должна быть не­сколько больше вместимости кузова самосвала, автобетонбвоза или барабана автобетоносмесителя.В ряде случаев смесь доставляют на автомобилях в контей­нерах. К месту укладки бетонную смесь в бадьях подают краном.В промышленном строительстве применяют бадьи вместимостью 0,3, 0,6 и 0,8 м3.Ленточные конвейеры применяют при бетонировании непрерыв­ным потоком массивных конструкций значительной протяженности. Их использование особенно эффективно в сочетании с бетоносме-сительными машинами непрерывного действия. Транспортировать бетонную смесь с помощью конвейеров экономически выгодно при расстоянии не более 1500 м. Для предотвращения расслаивания бетонной смеси и потерь ее в пути скорость движения Конвейерной ленты не должна превышать 1 м/с. Уклон ее зависит от конси­нстенции бетонной смеси и не должен превышать 18… 15° при подъ­еме смеси с осадкой конуса до 4…5 см, а при спуске— 12…100.Во избежание влияния атмосферных осадков на водоцементное отношение смеси над конвейерами устанавливают козырьки.Трубопроводы для перемещения бетонных смесей — это внутри площадочный транспорт. Этот вид транспорта при определенных условиях имеет ряд технологических преимуществ перед другими способами горизонтального и вертикального транспортирования бетонных смесей. К их числу относятся возможность осуществле­ния одним механизмом горизонтального и вертикального пере­мещения смесей непосредственно от бетонорастворного узла на строительной площадке или от мест их разгрузки на объекте к месту укладки, возможность доставки бетонных смесей в трудно­доступные участки возводимого сооружения.Главным технологическим условием для транспортирования бетонных смесей по трубам является их достаточная степень транспортабельности (удобоперекачиваемости).

Бетонные смеси считаются транспортабельными, если при пере­мещении по трубопроводам не нарушается их вязкость и одно­родность, а в трубопроводах не образуется пробок. Транспорта­бельные свойства бетонных смесей можно улучшить, вводя в со­став бетона пластифицированные цементы, а также искусствен­ные добавки, например золу-унос и др.

outbel.ru

Транспортирование бетонных и растворных смесей

Категория:

   Асфальтобетонные и цементобетонные заводы

Транспортирование бетонных и растворных смесей

С завода смеси доставляют на строительство автомобилями-самосвалами, автобетоносмесителями или автобетоновозами. Основной объем бетонной смеси доставляется на объекты автосамосвалами, поскольку они универсальны, выпускаются серийно и имеют сравнительно низкую стоимость.

Однако перевозка смеси в этих транспортных средствах на большие расстояния приводит к значительным расходам из-за применения ручного труда для ее дополнительного перемешивания после разгрузки и очистки кузова. Поэтому такие транспортные средства целесообразно использовать для перевозок по дорогам с асфальтобетонным покрытием на расстояние до 25—30 км, а по другим, более низким типам покрытий — в радиусе до 15-20 км.

Более совершенный вид транспорта для доставки бетонной смеси — автобетоновозы, перевозящие ее в зависимости от дорожных условий на расстояния до 25—30 км. Они имеют опрокидной кузов мульдооб-разной формы, смонтированный на шасси автомобиля. Разгрузочное отверстие расположено выше уровня транспортируемой смеси, что предотвращает расплескивание ее и вытекание цементного «молока» (клея). Схема опрокидывания кузова обеспечивает полную выгрузку смеси без применения ручного труда. Кузов оснащен гидропобудителем, встряхивающим его в крайнем верхнем положении при выгрузке смеси.

Особое место занимают получившие в последнее время большое распространение автобетоносмесители. Они приготовляют бетон непосредственно на месте его укладки, а потому можно избежать сегрегации бетонной смеси при транспортировании на значительном расстоянии от бетонного завода.

Смесительные барабаны автобетоносмесителей гравитационного перемешивания циклического действия имеют привод от коробки отбора мощности базового автомобиля или от автономного двигателя внутреннего сгорания. Монтируют смеситель в зависимости от объема замеса непосредственно на шасси автомобиля или на полуприцепной платформе.

Рис. 5.10. Автобетоносмеситель: 1 — двигатель; 2 — дозировочно-промывочный бак; 3 — привод смесительного барабана; 4 — смесительный барабан; 5 — загрузочная воронка; 6 — разгрузочный лоток

Автобетоносмесители (рис. 5.10) загружают на бетонном заводе отдо-зированными сухими составляющими и водой, которые превращаются в бетонную смесь по пути следования машин к месту укладки. Они могут быть использованы и для перевозки готовых бетонных смесей. Изготовляют автобетоносмесители с объемом готового замеса до 10 м3. Внутри барабана укреплены две спиральные лопасти, которые при изменении направления вращения барабана выгружают бетонную смесь по веерному разгрузочному лотку.

Значительный недостаток автобетоносмесителей — необходимость промывки смесительных барабанов после каждого замеса во избежание схватывания прилипшего к стенкам барабана бетона, что требует дополнительных затрат воды и времени.

При движении по дорогам с плохим покрытием или частыми и крутыми поворотами вращение барабана бетоносмесителя затрудняет управление автомашиной. В таких случаях водители предпочитают перемешивать смесь после прибытия на объект.

Если автобетоносмеситель загружают готовой бетонной смесью, то технологически допустимое расстояние перевозки 70-90 км.

Очень важную технологическую операцию представляет разгрузка бетонной смеси на объекте. Время опорожнения барабана зависит от вместимости и формы барабана, частоты его вращения, подвижности смеси и т. д. Средняя скорость разгрузки составляет в зависимости от подвижности смеси от 1 до 5,5 м3/мин.

Технико-экономический анализ показал, что наиболее экономично и перспективно использовать автобетоносмесители на больших расстояниях. При перевозке готовой смеси на короткие расстояния (технологически допустимые для самосвалов) их применять неэкономично.

Для перемещения бетонной смеси в пределах строительной площадки успешно используется трубопроводный транспорт. Его основным технологическим преимуществом является возможность бесперегрузочной подачи смеси по горизонтали и вертикали. Транспортировка по трубопроводам облегчает подачу смеси в густоармированные конструкции и труднодоступные для других средств механизации участки. Она наиболее эффективна при больших объемах бетонирования и организации работ, исключающей частые перерывы. Трубопровод предохраняет окружающую среду от загрязнения, а транспортируемый материал — от неблагоприятного влияния среды. Он может быть уложен в обход препятствий. Подача бетонной смеси по трубопроводам осуществляется пневматически либо бетононасосами.

Пневмонагнетатели применяют преимущественно на объектах с небольшими объемами бетонных работ при расстоянии подачи смеси 120—150 м. Несмотря на простоту и невысокую стоимость пневмонаг-нетателей, они не получили широкого распространения из-за цикличности работы, необходимости компрессорной установки и мощного ресивера. Они были вытеснены более совершенными бетононасосными установками, когда промышленность освоила выпуск бетононасосов с гидроприводом. Однако пневмонагнетательные установки продолжают эксплуатироваться в тоннельном строительстве. Динамическое давление смеси при разгрузке способствует в данном случае лучшему ее проникновению за опалубку тоннельных обделок.

Бетононасосный транспорт бетонной смеси получил широкое развитие, особенно поршневые бетононасосы периодического действия с механическим и гидравлическим приводами.

Рис. 5.11. Схема работы бетононасоса с механическим приводом: а — всасывание; б— нагнетание; 1 — приемная воронка; 2 — всасывающий клапан; 3 — нагнетательный клапан; 4 — поршень

При всасывающем ходе поршня бетононасоса с механическим приводом (рис. 5.11) нагнетательный клапан 3 перекрывает выход в бетоноот-вод, а при достижении поршнем крайнего положения и заполнении смесью полости рабочего цилиндра закрывается всасывающий клапан 2, и смесь поршнем 4 при открывшемся нагнетательном клапане выдавливается в бетоноотвод. Синхронность работы клапанов и поршня обеспечивается кулисным механизмом.

Основные преимущества поршневых насосов с гидроприводом по сравнению с насосами с механическим приводом — незначительные динамические нагрузки на механизмы, детали насоса и бетоноотвода, а также гарантированное максимальное давление, превышение которого исключается, — способствует их надежности.

Бетононасос представляет двухцилиндровый поршневой механизм с гидравлическим приводом. При движении поршней бетонная смесь из приемного бункера под действием силы тяжести и создаваемого в цилиндрах разрежения поочередно засасывается в один из транспортных цилиндров, а из него поршнем подается в бетоновод. Оба поршня работают синхронно в противоположных фазах (направлениях), т. е. когда один поршень всасывает смесь из приемного бункера, другой нагнетает ее в бетоновод.

Поток бетонной смеси при тактах всасывания и нагнетания изменяется с помощью двух шиберных пластин: вертикальной и горизонтальной. Вертикальная поочередно перекрывает выходные отверстия транспортных цилиндров, горизонтальная — отверстия приемного бункера. Для улучшения всасывания бетонной смеси в нем предусмотрен побудитель, состоящий из горизонтального лопастного вала и привода.

Бетононасосы разделяют на два типа: передвижные (автомобильные) и стационарные. Они оборудуются шарнирно-распределительными стрелами (манипуляторами бетоноводов) длиной до 26 м. Манипуляторы освобождают от трудоемких операций по монтажу бетоноводов, исключают необходимость иметь в наличии распределительные лотки и ручную перекидку бетонной смеси при ее укладке.

Читать далее: Классификация предприятий

Категория: - Асфальтобетонные и цементобетонные заводы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также