Асфальт бетон


Подбор состава асфальтобетона и характеристика компонентов смеси

Асфальтобетон – особый вид дорожного материала, который аналогично бетону набирает нужную прочность после охлаждения и уплотнения исходной смеси. И, так же как для бетона, свойства его во многом зависят от свойств ингредиентов смеси и их соотношением.

Что входит в состав асфальтобетона?

Различают несколько типов асфальтобетона, состав которых заметно отличается. В отдельных случаях состав и качества исходных ингредиентов оказываются связанными с методом производства.

В общем виде АБ состоит из трех основных частей: вяжущего, минерального компонента и каменного. Последнее, однако, не касается песчаных модификаций асфальта, где каменная составляющая исключена.

О том, что входит по ГОСТУ в состав холодного, теплого и горячего, мелкозернистого и крупнозернистого асфальтобетона, а также песчаного и пористого, расскажем вам далее.

Вяжущее вещество

В производстве АБ в качестве вяжущего применяют битум. Несколько ранее использовался также деготь, но сегодня от его применения отказались.

Главная особенность этого ингредиента – вязкость. Она должна быть достаточной, чтобы при смешении покрывать щебень или гравий, но недостаточной, чтобы стекать с них. Вяжущее должно обладать приличной стойкостью, чтобы противостоять деформации, но при этом оставаться пластичным и не формировать трещины. Битум рекомендованных марок вполне подходит для этой задачи.

Может использоваться разжиженный битум – праймер, или эмульсия. В первом случае вещество разводят растворителем, во втором – смешивают с водой и эмульгатором. Цель такой операции – обеспечить высокую текучесть битума, что требуется при работе в морозы. Вода и растворитель по мере охлаждения состава испаряются, а битум сохраняет свои качества.

При получении АБ применяют вязкие битумы, свойства которых регулирует ГОСТ 22245, и жидкие – по ГОСТ 11955. Марки битума подбирают исходя из марки, класса асфальта и метода получения – холодная, горячая смесь.

Кроме того, используют и специальные разработки – полимерно-битумные вяжущие, повышающие коэффициент упругости готового покрытия, модифицированные битумы и так далее. Эти варианты регламентирует не ГОСТ, а ТУ.

Количество битума по массе или объему занимает разную долю в разных АБ.

Вид и тип АБ Содержание битума, % по массе
Горячие
Высокоплотные и плотные4,0–6,0
А4,5–6,0
Б5,0–6,5
В6,0–7,0
Г, Д6,0–9,0
Пористые3,5–5,5
Высокопористые щебеночные 2,5–4,5
Высокопористые песчаные 4,0–6,0
Холодные Б3,5–5,5
Холодные В4,0–6.0
Холодные Г, Д4.5–6,5

В щебеночно-мастичных асфальтах и литом асфальтобетоне содержание его выше: 5,5–7,5 в первом случае и до 9,5% во втором.

Состав минеральной части асфальтобетона, а также щебень и гравий рассмотрены ниже.

Видео ниже посвящено гранулированному резинобитумному вяжущему веществу для модификации битумов в составе асфальтобетонов:

Под ним подразумевают не только собственно камень – гравий или щебень, но и любые минеральные ингредиенты, в том числе и песок, и отсев. Важным здесь является буквально все: процентное содержание, форма , размер камня, происхождение, собственное сопротивление износу и много другое.

Для каменного материала значимым является зерновой состав. Причем именно соотношение зерен разного диаметра, количество пылевых частиц, глины и так далее определяет дальнейшее использование наполнителя.

Наиболее губительными для качества готового покрытия выступают пластинчатые и игольчатые зерна. Содержание подобных регулирует ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344:

  • не более 15 % по массе для АБ типа. А и АБ высокой плотности:
  • не более 25% для типа Б горячего и холодного;
  • не более 35% для типа. А горячего и холодного.

Зерновой состав гравия и песка регулирует ГОСТ 23735. Происхождение его в немалой степени влияет на твердость и прочность асфальта, а также не износостойкость и морозостойкость.

  • Так, для получения высокоплотных типов материала, применяют щебень из метаморфических горных пород и из изверженных – базальт, диабаз, перидотит, серпентин, габбро. Также допускается камень из осадочных пород – известняк, доломит, марка дробимости которого должна быть не менее 1200.
  • Материал с меньшими параметрами используют для всех остальных типов АБ. Щебень из металлургического шлака для получения высокоплотного слоя не используется, но для плотного холодного типа и других применяют камень марки 1200, 1000 и ниже.
  • Щебень из гравия тоже неприменим для изготовления высокоплотного АБ.

Этот же материал проходит проверку на соответствие параметров по морозостойкости.

  • Так, для 1–3 климатического пояса плотные и высокоплотные АБ изготавливают из щебня, чей класс морозостойкости равен F50. Пористые и высокопористые – из камня классом F 15 и F25.
  • Для зон 4 и 5 только высокоплотный горячий асфальт выполняют на основе щебня классом F 50

Про роль песка в составе асфальтобетона поговорим ниже.

Песок

Добавляется в любые виды АБ, но в некоторых – песчаный асфальтобетон, он выступает как единственная минеральная часть. Песок применяют как природный – из карьеров, так и получаемый отсевом при дроблении. Требования к материалу диктует ГОСТ 8736.

  • Так, для плотных и высокоплотных подходит песок с классом прочности в 800 и 1000. Для пористых — уменьшается до 400.
  • Число глинистых частиц – в диаметре менее 0,16 мм, тоже регулируется: для плотных – 0,5%. Для пористых – 1%.
  • Глина увеличивает способность АБ к набуханию и снижает морозостойкость, поэтому за этим фактором следят особо.

Минеральный порошок

Эта часть формирует вместе с битумом вяжущее вещество. Также порошок заполняет поры между крупными каменными частицами, что снижает внутреннее трение. Размеры зерна крайне малы – 0, 074 мм. Получают их из системы пылеуловителей.

По сути дела, минеральный порошок производят из отходов цементных предприятий и металлургических – это пыль-унос цемента, золошлаковые смеси, отходы переработки металлургических шлаков. Зерновой состав, количество водорастворимых соединений, водостойкость и прочее регулирует ГОСТ 16557.

Дополнительные компоненты

Для улучшения состава или придания каких-то определенных свойств в исходную смесь вводят различные добавки. Разделяют их на 2 основные группы:

  • компоненты, разработанные и изготавливаемые специально для улучшения свойств – пластификаторы, стабилизаторы, вещества, препятствующие старению и прочее;
  • отходы или вторичное сырье – сера, гранулированная резина и так далее. Стоимость таких добавок, конечно, намного меньше.

Подбор и проектирование состава дорожного и аэродромного асфальтобетона рассмотрены ниже.

Про отбор проб для оценки состава и качества асфальтобетона расскажет видео ниже:

Состав устройства покрытия из асфальтобетона подбирают исходя из назначения: улица в небольшом городе, скоростное шоссе и велосипедная дорожка требуют разного асфальта. Чтобы получить лучшее покрытие, но при этом не перерасходовать материалы, используют следующие принципы подбора.

Основные принципы

  • Зерновой состав минерального ингредиента, то есть, камня, песка и порошка, является базовым для обеспечения плотности и шероховатости покрытия. Чаще всего используют принцип непрерывной гранулометрии, и только в отсутствие крупного песка – метод прерывистой гранулометрии. Зерновой состав – диаметры частиц и правильное их соотношение, должны полностью соответствовать ТУ.

Смесь подбирают таким образом, чтобы кривая, помещалась на участке между предельными значениями и не включала переломов: последнее означает, что наблюдается избыток или недостаток какой-то фракции.

  • Различные типы асфальта могут формировать каркасную и бескаркасную структуру минеральной составляющей. В первом случае щебня достаточно, чтобы камни соприкасались друг с другом и в готовом продукте образовывали четко выраженную структуру асфальтобетона. Во втором случае камни и зерна крупного песка не соприкасаются. Несколько условной границей между двумя структурами выступает содержание щебня в пределах 40–45%. При подборе это нюанс нужно учитывать.
  • Максимальную прочность гарантирует щебень кубовидной или тетраэдральной формы. Такой камень наиболее износостоек.
  • Шероховатость поверхности сообщает 50–60% щебня из труднополируемых горных пород или песка из них. Такой камень сохраняет шероховатость естественного скола, а это важно для обеспечения сдвигоустойчивости асфальта.
  • В общем случае асфальт на основе дробленного песка более сдвигоустойчив, чем на основе карьерного благодаря гладкой поверхности последнего. По тем же причинам долговечность и стойкость материала на основе гравия, особенно морского меньше.
  • Избыточное измельчение минпорошка ведет к повышению пористости, а, значит, к расходу битума. А таким свойством обладает большинство промышленных отходов . Чтобы снизить параметр, минеральный порошок активируют – обрабатывают ПАВ и битумом. Такая модификация не только снижает содержание битума, но и повышает водо- и морозостойкость.
  • При подборе битума следует ориентироваться не только на его абсолютную вязкость – чем она выше, тем выше плотность асфальт, но и на погодные условия. Так, в засушливых районах подбирают состав, обеспечивающий минимально возможную пористость. В холодных смесях, наоборот, снижают объем битума на 10–15%, чтобы снизить уровень слеживаемости.

Процедура подбора в общем виде одинакова:

  • оценка свойств минеральных ингредиентов и битума. Имеется в виду не только абсолютные показатели, но их соответствие конечной цели;
  • вычисляют такое соотношение камня, песка и порошка, чтобы эта часть асфальта обретала максимально возможную плотность;
  • в последнюю очередь вычисляют количество битума: достаточное, чтобы на базе выбранных материалов, обеспечить нужные технические свойства готового продукта.

Сначала проводят теоретические расчеты, а затем – лабораторные испытания. В первую очередь, проверяют остаточную пористость, а затем – соответствие всех остальных характеристик предполагаемым. Расчеты и испытания проводят до тех пор, пока не будет получена смесь, полностью удовлетворяющая тех заданию.

Как и всякой сложный строительный материал АБ не имеет однозначных качеств – плотности, удельного веса, прочности и так далее. Его параметры определяют состав и метод приготовления.

О том, как происходит проектирование асфальтобетонного состава в США, расскажет следующий познавательный видеосюжет:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

stroyres.net

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Асфальтовые бетоны укладывают в горячем или холодном состоянии. Наиболее распространены горячие асфальтобетонные смеси, имеющие при укладке температуру 140 - 170 С. Готовые горячие смеси привозят на специальных машинах и после укладки уплотняют катками. После остывания, через 1 - 2 ч, асфальтобетон отвердевает, приобретая плотность и прочность.  [1]

Асфальтовые бетоны, укладываемые в холодном состоянии, приготовляют на жидких битумах и битумной эмульсии. Жидкий битум подогревают до 110 - 120сС и смешивают с высушенными и подогретыми до той же температуры заполнителями. Асфальтобетонную смесь охлаждают до 60 С, развозят на места и укладывают при температуре окружающей среды не ниже 5 С: Бетон готовят и на битумной эмульсии, смешивая вяжущие и заполнители без подогрева.  [2]

Асфальтовый бетон ( асфальтобетон) - строительный материал, получаемый в результате отвердевания уплотненной рационально подобранной смеси, состоящей из асфальтового вяжущего вещества и заполняющих компонентов. При отсутствии в смеси крупного заполнителя - щебня или гравия - получаемый строительный конгломерат именуется песчаным асфальтом или асфальтовым раствором. Асфальтовые бетоны и растворы используют в строительстве при возведении магистральных, городских, аэродромных, дорожных, кровельных и других покрытий, гидротехнических, мостовых, промышленных, жилищно-гражданских и иных зданий и сооружений. В зависимости от температуры укладки асфальтобетонной массы различают асфальтобетоны горячие, теплые и холодные. Соответственно используют битумные материалы более вязкие при горячем асфальтобетоне, более мягкие с повышенной пенетрацией - при теплом и жидкие, высокоподвижные битумы или битумные эмульсии - при холодном асфальтобетоне.  [3]

Асфальтовые бетоны укладывают в горячем или холодном ( на жидких битумах и битумной эмульсии) состоянии.  [4]

Асфальтовые бетоны по назначению подразделяют на гидротехнические, дорожные и аэродромные, для устройства полов в промышленных цехах и складских помещениях, для плоской кровли и стяжек.  [5]

Асфальтовый бетон - широко распространенная разновидность дорожного бетона, используемая также в аэродромном, гидротехническом, промышленном строительстве.  [6]

Асфальтовый бетон ( асфальтобетон) - искусственный строительный материал, получаемый в результате отвердевания уплотненной асфальтобетонной массы, состоящей из рационально подобранных по качеству и тщательно перемешанных компонентов: щебня ( гравия), песка, минерального порошка и битума.  [7]

Асфальтовые бетоны подразделяют по назначению на гидротехнические, дорожные и аэродромные, для устройства полов в промышленных цехах и складских помещениях, плоской кровли, стяжек. Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устройства экранов и в уплотняющих конструкциях швов сооружений, в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве каналов, шлюзов, ирригационных сооружений. Специальные виды плотного бетона, изготовленные на химически стойких заполнителях применяют для создания кислотно - и щелочностойких покрытий. Имеются декоративные асфальтовые бетоны ( цветные и офактуренные), из которых выполняются разделительные полосы на дорогах, переходы, полы вестибюлей гражданских зданий.  [8]

Асфальтовый бетон представляет собой рационально подобранную смесь каменного дробленого материала, песка, каменной муки ( заполнителя) и битума. Асфальтовый бетон по крупности каменных материалов делится на следующие группы: 1) Крупнозернистый с размером зерен крупнее 25 мм, в к-ром обычно крупной минеральной части ( крупнее 2 мм ] больше, чем мелкой.  [9]

Литой асфальтовый бетон ( литой асфальт) выделяется из других горячих аналогов тем, что все межзерновые поры в нем заполнены асфальтовым вяжущим веществом. При этом отношение Б / П несколько больше, чем в вяжущем веществе обычного ( пластичного) асфальтобетона. После укладки массы и ее уплотнения в монолите практически отсутствуют остаточные поры и пустоты, поэтому покрытия из него водонепроницаемые.  [10]

Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устройства экранов и в уплотняющих конструкциях ( швах) сооружений, а также в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве каналов, шлюзов, ирригационных сооружений. При модифицировании битумного вяжущего вещества полимером ( латексом, бутилкаучуком и др.) получают асфальтополимербетон, применяемый для устройства монолитных и сборных противофильтрацион-ных экранов и облицовок гидросооружений, возводимых в районах Крайнего Севера. Специальные виды плотного бетона, изготовленного на химически стойких заполнителях, применяют для создания кислото - и щелочестойких покрытий. Имеются декоративные асфальтовые бетоны ( цветные и с заданной фактурой), из которых выполняются разделительные полосы на дорогах, переходы, полы вестибюлей гражданских зданий.  [11]

В асфальтовом бетоне могут возникать остаточные деформации, развиваемые до значительных размеров в дорожных и аэродромных покрытиях, о появлением наплывов, сдвигов, волн, складок, смещений, например в кровельных и гидроизоляционных коврах. Этим деформациям необратимого характера способствует повышение температуры, поэтому для повышения теплоустойчивости важно обеспечить оптимальный состав и оптимальную структуру асфальтового бетона применительно к данным, конкретным условиям.  [12]

По пористости асфальтовые бетоны можно разделить на плотные и газовоздушные. Такие бетоны практически водонепроницаемы. Пористость ухудшает долговечность асфальтового бетона, так как с ее возрастанием увеличивается водопоглощение, снижаются морозо - и коррозионная стойкость.  [13]

При положительных температурах асфальтовый бетон на комбинированном вяжущем обладает меньшей релаксирующей способностью, чем горячий асфальтобетон. При понижении температуры различие в релаксации напряжений уменьшается, что говорит о сближении свойств этих материалов в области низких температур.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Строй-справка.ру

Навигация: Главная → Все категории → Строительное материаловедение

Разновидности асфальтовых бетонов

Разновидности асфальтовых бетонов

К разновидностям асфальтобетона относятся теплый и холод ный. Специфическими особенностями обладают еще две других раз новидности горячего асфальтобетона — литой и цветной. Более редким в строительстве является дегтебетон.

Теплый асфальтобетон используют при строительстве дорожные покрытий капитального типа и для устройства нижних слоев в nol крытиях.

Для приготовления теплого асфальтобетона используют вязкие нефтебитумы марок БНД 200/300 и БНД 130/200 или жидкие битумы; известняковый порошок более тонкого помола, чем в горячих смесях; щебень и искусственный песок, получаемые дроблением основных пород, — габбровых или диабазовых; прочные шлаки. Составы теплого асфальтобетона проектируют общим методом, используемым в теории искусственных строительных конгломератов. Температура готовой теплой массы при ее выходе из смесителя должна быть 90—130°С в зависимости от исходной вязкости битума. Допустимые пределы температур массы при ее уплотнении в покрытии: нижний — 50°С при работах в теплую погоду и при марке битума СГ 70/130; верхний — 100°С при работах в холодную погоду и при марке битума СГ 130/200. Уплотнение производят легкими и тяжелыми (12 т) катками; при холодной погоде рекомендуется уплотнять массу сразу же после ее укладки в покрытие, чтобы не остудить массу и не потерять ее удобообрабатываемость. Толщину рыхлого слоя назначают на 15—20% больше проектной толщины покрытия, что регулируется положением выглаживающей плиты укладчика.

Холодный асфальтобетон (холодный асфальт) содержит жидкий или разжиженный вязкий битум, что позволяет укладывать массу холодного асфальта при температуре окружающего воздуха. Могут использоваться также битумные эмульсии.

Приготовление холодного асфальта осуществляется в горячем и холодном состояниях. При приготовлении массы в горячем состоянии применяют жидкий или разжиженный битум, в холодном — битумную эмульсию. Более распространен в строительстве холодный асфальт на основе жидкого или разжиженного битума. Его применяют для создания верхних слоев дорожных покрытий и при производстве ремонтных работ, в частности, при восстановлении сильно износившихся покрытий. Если холодный асфальт употребляется в строительных работах непосредственно после его изготовления на АБЗ, то укладку массы предпочтительнее производить еще в теплом состоянии. В этом случае раскладка упрощается, слой массы ложится компактнее, а при уплотнении слоя быстрее формируется монолитное покрытие. При работах во влажную погоду используют холодный асфальт, приготовленный на битумной эмульсии.

Отвердевание монолитного слоя связано не в малой степени с спарением растворителя из разжиженного вязкого битума или лег-**их фракций — из жидкого. Поэтому слишком значительная его уплотненность в первый период эксплуатации дорожного покрытия может принести вред. Рекомендуется не допускать высокой грузонапряженности при движении автотранспорта, так же как нельзя допускать и слишком слабой интенсивности движения транспорта, поскольку окончательное формирование покрытия происходит именно под действием этого движения.

Холодный асфальт может длительное время оставаться в рыхлом состоянии в складских условиях (до 8—10 месяцев). Поэтому холодную асфальтобетонную массу обычно приготовляют в зимнее время года с тем, чтобы ее раскладку в покрытие произвести с наступлением весны. Зимняя заготовка массы позволяет работать АБЗ практически в течение полного года, тогда как при производстве только одной горячей массы оборудование завода в зимний период простаивает или работает с низкой производительностью. При чрезмерно длительном хранении рыхлая масса холодного асфальта постепенно слеживается, образуются комочки или даже глыбы. Тогда использовать массу становится затруднительным, требуется предварительное рыхление ее. Однако механическое рыхление ухудшает качество массы вследствие обнажения отдельных частиц, покрытых пленкой битума. Слеживаемость холодного асфальта при длительном хранении уменьшают, добавляя на последней стадии перемешивания массы ССБ, хлорное железо, водный раствор соапсто-ка и некоторые другие специальные вещества (добавки) в количестве до 2—3%. Эти же вещества способствуют лучшему сцеплению битума с поверхностью не полностью просушенного минерального материала.

Холодный асфальт приготовляют с применением щебня из морозостойких карбонатных пород (известняков, доломитов) и доменных шлаков с пределом прочности при сжатии не менее 80 МПа, а при использовании изверженных и метаморфических пород — не менее 100 МПа. Чтобы покрытие не становилось скользким при его эксплуатации, к известняковому щебню принято добавлять до 30% мелкого (8—10 мм) гранитного или получаемого из других изверженных пород (диабаза, базальта) щебня или искусственного дробленого песка из тех же пород камня. Песок должен быть чистым, однородным, морозостойким, без органических примесей или глинистых частиц, способных набухать в воде. Кроме щебня и песка в состав холодного асфальта входит минеральный (известняковый) яорощок для повышения вязкости и клеящей способности разжиженного или жидкого битума. При тонких пленках битума слежива-емость массы меньше и прочность плотного покрытия выше. При вЬ1боре вяжущего учитывают, что чем холоднее погодные условия, длительнее срок хранения массы, ниже прочность камня, тем вяжу, щее вещество должно быть более жидким. Наиболее распространенными вязкостями являются 120—180 с, определяемые по стандартному вискозиметру (при отверстии 5 мм и температуре 60°С). Такая вязкость соответствует маркам СТ 130/200, СГ 70/130 и МГ 130/200, МГ 70/130. При использовании битумной эмульсии рекомендуется средняя скорость ее распада при содержании в ней вяжущего вещества в пределах 50—60% по массе. В загородных условиях допускается применять дегтевые эмульсии.

Доля вяжущего вещества в составе холодного асфальта устанавливается проектированием оптимального состава, но обычно находится в пределах 6—8% для песчаного и 5—7% для мелкозернистого. Качество холодного асфальта в покрытиях характеризуется его прочностью при сжатии в сухом и водонасыщенном состояниях при 20°С соответственно 1,5—2,0 и 1,0—1,5 МПа, коэффициентом водоустойчивости не менее 0,6—0,8 и некоторыми другими, показателями свойств, указываемыми в ТУ. В целом следует отметить, что эта разновидность асфальтового бетона изготовляется и применяется пока в весьма ограниченных размерах, но покрытия из него несомненно относятся к перспективным.

Литой асфальтовый бетон (литой асфальт) выделяется из других горячих аналогов тем, что все межзерновые поры в нем заполнены асфальтовым вяжущим веществом. При этом отношение Б/П несколько больше, чем в вяжущем веществе обычного (пластичного) асфальтобетона. После укладки массы и ее уплотнения в монолите практически отсутствуют остаточные поры и пустоты, поэтому покрытия из него водонепроницаемые.

Преимущество литого асфальта состоит в том, что работы по его укладке можно производить при сравнительно низких температурах (до -10°С) воздуха. Не требуется также, как уже отмечалось, продолжительного уплотнения массы катками или трамбования при ямочном ремонте. Достаточно прикатать его легкими (0,5—1,5 т) катками или уплотнить вибробрусом асфальтоукладчика. Преимуществом покрытий из литого асфальта является также их относительно высокая долговечность, износостойкость и шероховатость. Последняя придается покрытию либо распределением по поверхности сухого песка высевок или первых фракций мелкого щебня (5—8 мм), лучше предварительно очерненных битумом (1—1,2%), й последующей их прикаткой, либо устройством тонкослойного покрытия толщиной 0,8—1,5 см из специально подготовленной смеси. В некоторых странах шероховатость достигают применением катков с рифлеными вальцами. Литой асфальтобетон не лишен, однако, и некоторых недостатков: податливостью к сдвиговым деформациям в жаркое летнее время и склонностью к трещинообразованиЮ от неравномерных тепловых напряжений в период отрицательных температур воздуха. В последние годы эти традиционные недостатки были резко ослаблены за счет привлечения к проектированию оптимальных составов общей методики их расчета, излагаемой в теории ИСК, и устройства покрытий способом вибролитья1. В получаемых составах литого асфальта содержится минеральных частиц крупнее 5 мм 50—55%, асфальтовяжущего вещества (Б+П) 20—25% с отношением Б/П, равным 0,46—0,55, причем порошок содержит 100% частиц мельче 0,071 мм. Слой уложенной массы не требует дополнительного уплотнения после вибрационного приглаживания его брусом асфальтоукладчика. С понижением температуры покрытия с 200°С до атмосферной литой асфальт в покрытии отвердевает и пригоден к эксплуатации.

Достоинства покрытий из вибролитых смесей отмечены при их укладке на дорогах высоких категорий, мостах, путепроводах, эстакадах и взлетно-посадочных полосах аэродромов. Строительный сезон по их устройству может быть расширен за счет использования универсальных термосов-миксеров грузоподъемностью от 8,5 до 16 т.

По технологии вибролитья используют подогретые зернистые минеральные материалы температурой 280—300°С, если порошок поступает холодным; температуру нагрева их снижают на 12—14%, если порошок в мешалку подается подогретым до температуры 120—140°С. Битум подогревают до температуры 150—170°С. Температура смеси должна быть 190—200°С, если температура воздуха выше -10°С; не ниже 220°С, если температура воздуха +10—15°С. Технические свойства смеси и асфальтобетона: пористость минеральной смеси не более 20%, подвижность смеси при 200°С — не менее 25 мм (определяют с помощью металлического конуса); водонасы-щение уплотненных образцов — 1,0% от объема; глубина вдавливания штампа в образцы при температуре 40°С — не более 4 мм.

Цветной асфальтовый бетон состоит из мелкого щебня (5—7 мм), песка, минерального порошка, связующего, пластификатора и пигмента. В качестве вяжущего вещества в нем выступает структурный элемент, слагаемый из связующего и минерального порошка с добавлениями пластификатора и пигмента, поскольку все их частицы практически соизмеримы. В качестве щебня применяют измельченные °тходы белого мрамора и известняка. Песок должен быть чистым и светлым, а минеральный порошок — из тонко измельченного белого мрамора. Связующим в цветном асфальте обычно служат кумароно-вЫе, глифталевые полимеры, а также полиэтилен, поливинилхлорид, поливинилацетатная эмульсия и др. Из пигментов более цветостойки-ми являются железный сурик, крон желтый, оксид хрома.

Цветной асфальтобетон применяют для оформления площадей скверов, остановок городского транспорта, пешеходных переходо; и других объектов города.

Похожие статьи: Строительные термины и определения

Навигация: Главная → Все категории → Строительное материаловедение

Статьи по теме:

stroy-spravka.ru

Асфальтовый бетон

Подробности Категория: А Просмотров: 862

АСФАЛЬТОВЫЙ БЕТОН, строительный материал из смеси щебня, гравия и песка с асфальтовым вяжущим веществом, допускающим переработку. Иногда асфальтовый бетон называют битуминозный бетон. Асфальтовый бетон по способу производства м. б. горячим и холодным. Первый производится перемешиванием при нагревании щебня, гравия и песка с битумом и мелким асфальтовым порошком. Асфальтовый порошок может быть заменен асфальтовым вяжущим веществом или асфальтовой мастикой при соответственном уменьшении битума. Холодным способом асфальтовый бетон производится перемешиванием тех же каменных обломочных материалов с битуминозной эмульсией или с растворами битумов в летучих растворителях. Свойства асфальтового бетона зависят от свойств входящих в состав частей, их соотношения, условий обработки и от силы трамбования. Отличительными свойствами асфальтового бетона являются: а) водонепроницаемость, б) пластичность, в) вязкость, г) большая скорость затвердения, д) возможность вести работу в морозы, е) ничтожный износ от трения, ж) допустимость переработки материала, бывшего в употреблении, и простота ремонта, з) значительное сопротивление механическим воздействиям, в особенности ударным, - затухание сотрясений в асфальтовом бетоне происходит значительно полнее, чем в других строительных материалах.

Асфальтовый бетон пригоден для постройки дорог, облицовок каналов и плотин, покрытий и фундаментов под паровые молоты, т. е. тех сооружений и частей их, в которых требуется водонепроницаемость, атмосферная стойкость, сопротивление ударному действию и сотрясениям, а также малый износ от трения. В зависимости от назначения асфальтовый бетон различается по составу как в отношении абсолютной и относительной крупности каменных обломочных материалов (гранулометрический состав), так и по содержанию битума. Для сооружений массивных м. б. допущен крупный щебень (до 7 см); чем тоньше укладываемый слой асфальтового бетона, тем мельче д. б. щебень (или гравий). Как предел наибольшей крупности для щебня и гравия д. б. принято 1/2 толщины укладываемого слоя в готовом виде, (т. е. после трамбования или укатки). В состав асфальтового бетона, как всякого другого бетона, входит смесь вяжущего вещества с песком (т. е. каменным обломочным материалом, с зернами не крупнее 5 мм), называемая асфальтовым строительным раствором. Асфальтовый раствор м. б. применен как строительный материал для одежды дорог, устройства кровель, изоляционных прослоек и т. д. Асфальтовый раствор, применяемый за границей для мостовых, содержит битума 9,5—12%, известняковой пыли 10—20% и песка 70—80%.

Асфальтовый бетон производится в специально устроенных машинах для непрерывного и периодического способов. На схеме изображен тип оборудования, дающего от 10 до 12 т (7—8 м3) асфальтового бетона в час (патентован). Главные части машины: котел и паровая машина 25 л. с. - 1, элеватор - Е, воронка для загрузки - 2, вращающийся цилиндр для нагрева и перемешивания - 3 и 4, форсунка для мазута, насос для накачивания битума, котлы для плавления битума, бадья с автоматическими весами для загрузки битума - 5.

Состав асфальтового бетона, рекомендуемый Гаврианом (класс В): щебня 45—60%, песка 30—45%, каменной пыли 3—5% и чистого битума 5—8% по весу. При пользовании отечественными материалами в виде битума, экстрагированного из битуминозных песчаников или песков и асфальтового порошка, выработан более простой способ производства - в одном барабане, служащем одновременно для нагревания и перемешивания. Относительные количества щебня, гравия, песка, асфальтового порошка и битума определяются в зависимости от сооружения. Асфальтовый бетон для массивных сооружений, при крупном щебне (6—3 см): щебня 40%, гравия (2,5—0,5 см) 35—30%, песка 12,5—15,5%, асфальтового порошка 10%, битума 3,5—4,5%. Для тонких слоев: щебня (3—1,5 см) 30%, гравия (2,5—0,5 см) 40%, песка 14%, асфальт, порошка 11—12%, битума 4—5%.

Входящие в состав асфальтового бетона каменные обломочные породы д. б. крепкие, с большим сопротивлением выветриванию. Лучшим материалом для щебня являются плотные кварциты (например, шокшинский), диабазы, некоторые виды гранитов и т. п. сплошные крепкие горные породы. Песок м. б. естественный и искусственный. Он должен проходить через сито 5 мм и весь оставаться на сите 0,25 мм, относительные размеры зерен должны отвечать наибольшей плотности. Асфальтовый порошок должен быть получен измельчением асфальтовых известняков или доломитов (например, сызранских); чем мельче помол, тем более он выполняет свое назначение. Содержание битума в асфальтовом порошке должно быть по возможности больше.

От свойств битуминозного сырья сильно зависят строительные свойства готового материала. Поэтому д. б. обращено особое внимание на выбор и испытание битуминозных материалов для асфальтового бетона. Необходимыми условиями правильного производства асфальтового бетона, кроме целесообразных соотношений и свойств составных частей, являются: а) надлежащий термический режим, т. е. температура нагрева не должна превосходить опасную, при которой происходят химические изменения битуминозного вещества; б) достаточное перемешивание для равномерного распределения битуминозного вещества по всей поверхности каменных обломочных материалов и для создания однообразной смеси; в) применение для кладки асфальтового бетона с достаточно высокой температурой, т. е. устранение охлаждения, вызывающего загустение битума и уменьшение подвижности; г) предупреждение попадания воды в асфальтовый бетон во время работы с ним до окончательного уплотнения; д) достаточно сильное трамбование и укатка. Как правило, слой асфальтового бетона для трамбования д. б. не толще 10 см, а при укатке не толще 5 см.

Т. к. строение асфальтового бетона, обусловливающее его свойства, зависит от точного соотношения составных частей и свойств битума, то во время производства асфальтового бетона и работ с ним должно определять в лаборатории: а) содержание битума (экстрагированием в центрифугальном аппарате или другим способом), б) физические свойства экстрагированного битума, в) гранулометрический состав каменных обломочных материалов, г) механические свойства - сопротивление сжатию и растяжению при статической и динамической нагрузке и стиранию, д) водопроницаемость, е) температурную стойкость. Установление состава асфальтового бетона должно производиться также на основании лабораторных опытов. Для получения удовлетворительных результатов во время производства асфальтового бетона и работ с ним тщательное соблюдение приведенных выше условий должно быть признано существенно необходимым.

Применение асфальтового бетона началось в США для постройки дорог около 40 лет тому назад. У нас асфальтовый бетон впервые применен на опытном участке дороги в 1910 г. на одном из асфальтовых заводов близ Сызрани; для крепостных сооружений асфальтовый бетон начал применяться с 1911 г. Первое боевое испытание асфальтовый бетон получил во время империалистической войны (в 1914 и 1915 гг. при осаде крепости Осовец), где укрепления из асфальтового бетона выдержали бомбардировку тяжелых орудий в течение 9 мес. В 1915 г. из асфальтового бетона были построены русской армией при осаде крепости Перемышль 4 осадные батареи для 11-дм. мортир, сыгравших решающую роль в овладении крепостью. В настоящее время асфальтовый бетон является наиболее совершенным материалом для дорог, быстро распространяясь как в Америке, так и в европейских государствах (например, дороги, выходящие из Парижа).

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.

azbukametalla.ru


Смотрите также